top of page
  • Фото автораОлег Шульц

Сердечный ритм, иммунитет и доброжелательность: как это всё может быть связано?



Когда-то я думал, что признаком психологического здоровья и уверенности, по крайней мере, у мужчин, является абсолютная невозмутимость, то есть умение не реагировать на внешние события. Перед глазами сразу всплывали образы Рэмбо Сталлоне или героя Шварценеггера из «Коммандо». Но, к моему удивлению, всё оказалось совсем иначе. Для хорошей адаптации нашему организму необходимы постоянные изменения, а здоровьем (не важно – психическим или физическим) является гибкость в известных пределах, а не жесткое постоянство. Или, как говаривал Брюс Ли, «даже самое крепкое дерево сломать проще, чем побеги бамбука или ивы, изгибающиеся на ветру».

Для измерения стрессоустойчивости учеными был выбран сердечный ритм, а точнее, его вариабельность. Небольшие изменения интервалов между сердечными сокращениями в сторону ускорения или замедления говорят о способности к адаптации больше, чем собственно частота сердечных сокращений. Тому предшествовали некоторые серьёзные исследования, которые выяснили, что, чем вариабельнее наш ритм, тем быстрее мы будем восстанавливаться после стресса. Тогда что влияет на сердечный ритм и его вариабельность? Лидером по влиянию оказалась парасимпатическая нервная система, которая ответственна за восстановление и находится в антагонизме с симпатической. Симпатическая и парасимпатическая нервные системы – это две древние системы автономной регуляции, которые взаимно дополняют друг друга и находятся в постоянном балансе. Причем, симпатическая часть ответственна за выживание при физической угрозе (быстрое выделение адреналина, реакция «бей-или-беги»), а парасимпатическая – за покой и восстановление («отдыхай-и-переваривай (пищу)»; представлена в теле блуждающим нервом, лат. Nervus Vagus, отсюда её влияния ещё называют вагальными, т. е., навязанными вагусом). Блуждающим этот нерв назвали потому, что, отходя в виде двух стволов от головного мозга, его веточки распространяются на все внутренние органы, вплоть до низа живота. То есть, он «блуждает» по всему нашему телу и оттого настолько всеведущ и всесилен.

Профессор Stephen W. Porges (США) в 1995 г. установил связь между тонусом блуждающего нерва и уровнем стресса. Он обнаружил, что вагальный тонус влияет не только на физиологические параметры – сердечный ритм, уровень глюкозы, воспаление, но и на социальные – внимание, эмоции, навыки общения. Дальнейшие исследования подтвердили связь тонуса блуждающего нерва как с физиологическим, так и с социальным функционированием, и на сегодня вагальный тонус является индексом вегетативной гибкости и стрессоустойчивости. Работа блуждающего нерва в норме приводит к небольшому увеличению частоты сердечных сокращений при вдохе и снижению частоты сердечных сокращений при выдохе. Глубокое диафрагмальное дыхание – с длинным медленным выдохом – является ключом к стимуляции блуждающего нерва и замедлению сердечного ритма, а также снижению артериального давления, особенно в условиях стресса. Блуждающий нерв также влияет на выделение окситоцина, так называемого гормона «любви, дружбы и доверия».

Вагус регулирует мышцы лица и головы, поэтому люди способны определять по голосу или выражению лица, если кто-то находится в состоянии стресса. Недавние исследования показали, что возможно предсказать степень присущего человеку сострадания, посмотрев на изменчивость его сердечного ритма. Люди с большей вариабельность сердечного ритма были более альтруистичны и готовы жертвовать свои деньги на благотворительность, когда видели на экране страдание животных или слушали рассказы о больных детях. Другое исследование показало влияние тонуса блуждающего нерва на наше физическое здоровье. Было доказано, что повышение вагального тонуса приводило к изменениям в экспрессии генов (экспрессия – это процесс, в ходе которого наследственная информация от гена преобразуется в функциональный продукт – РНК или белок), а именно к повышенной экспрессии противовирусных генов и генов синтеза антител, что улучшало иммунитет.

То есть, можно сказать, что наше эволюционное развитие позаботилось о том, чтобы альтруизм и доброжелательность сочетались с хорошим здоровьем, ведь это очень важно для выживания вида. Быть готовым поддержать сородича и прийти на помощь, несомненно, является завоеванием эволюции человека и, в качестве бонуса, улучшает нашу карму и иммунитет. Связывает эти завоевания воедино – вагальный тонус.

Тогда возникает естественный вопрос: как его, этот тонус, улучшать? К счастью, современная наука дает нам ответ и на этот вопрос. В исследованиии B. E. Kok (2013) у добровольцев в результате шести недель занятий «медитацией любви и доброты» увеличивалось количество положительных эмоций, что приводило к повышению тонуса блуждающего нерва, что, в свою очередь, приводило к эффекту опосредованного увеличения восприятия социальных связей. Результаты исследования показали, что, действительно, положительные эмоции, позитивные социальные связи и физическое здоровье взаимодействуют друг с другом в виде самоусиливающейся спиральной динамики. То есть, положительные эмоции усиливают работу блуждающего нерва, активизация блуждающего нерва улучшает наше внимание на хорошем настроении других людей, а приятное взаимодействие с людьми в хорошем настроении улучшает наше физическое здоровье. Когда у нас хорошее здоровье, нам легче достигать хорошего настроения и т. д. Одно усиливает другое, формируя своеобразный позитивный круг, а точнее, спираль.

Так что, резюмируя, я бы сказал, что быть добрым человеком не просто приятно, а и выгодно – полезно для здоровья!

157 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page